Рояльные гармоники, называемые иногда «вражскими гармониками», возникли в начале XX века на основе вятской. Первые голоса их (два ряда) чаще всего строились в унисон с разливом, позже делались и такие (трехголосные), в которых один ряд голосов звучал на октаву ниже. На левой стороне аккомпанемент (8, 12, 16 кнопок) состоял из басов, мажорных и минорных аккордов. Диапазон на правой клавиатуре — 16—20 клавиш. Строй диатонический. При смене движения меха звуки на правой клавиатуре одинаковые, на левой — разные. Впоследствии стали делать рояльные гармоники двухрядные (с полутонами). Кнопочная клавиатура на правой стороне имела то же расположение звуков, что и на фортепиано. На левой — басы, мажорные и минорные аккорды.
Рояльная однорядная гармоника
Рояльная двухрядная гармоника
На этих гармониках играли, надев на правое плечо плечевой ремень. Правая рука охватывала клавиатуру: четыре пальца лежали на клавишах (или кнопках), а большой находился за грифом. На левой стороне, продев руку под кистевой ремень, также играли четырьмя пальцами, а большим пальцем при надобности нажимали воздушный клапан. Возможности этой гармоники (особенно двухрядной хроматической) были сравнительно большие, но игра четырьмя пальцами на правой клавиатуре и неудобный аккомпанемент на левой (из-за разного звучания при смене движения меха) создавали неудобство при игре.
Схема расположения звуков на клавиатурах рояльной гармоники
На основе этих гармоник впоследствии возникли национальные дагестанские гармоники — комузы.
Источник: Мирек А. Справочник по гармоникам. - М., 1968.