Наколенные гармоники, или вындерные, имели распространение в 80—90-х годах XIX и в начале XX века. Они имели только одну правую клавиатуру. На левой стороне была ровная доска, закрывавшая меховую камеру, к которой прикреплялся широкий подколенный ремень с пряжкой.
Исполнитель на однорядной наколенной рояльной гармонике
Исполнитель на двухрядной наколенной рояльной гармонике
Строй однорядной наколенной гармоники диатонический (24 клавиши, три с половиной октавы), строй двухрядной наколенной гармоники — хроматический (32 клавиши, две с половиной октавы). Они были двух- и трехголосными, голоса строились в унисон.
Исполнитель ставил гармонику на колени, пристегивал ее подколенным ремнем под обе ноги. Продевал большие пальцы обеих рук в ременные ушки, находящиеся сзади клавиатуры. Это давало возможность поднимать верхнюю часть гармоники, имевшую клавиатуру, следовательно, и раздвигать мех. Четырьмя пальцами правой и левой рук он играл на клавиатуре. Сжим меха производился опусканием клавиатуры, нажимом ладоням на край грифа. На этих гармошках было удобно исполнять аккорды, и они употреблялись главным образом при игре ансамблем для ведения аккомпанемента.
Источник: Мирек А. Справочник по гармоникам. - М., 1968.