Разделы

Партнеры

Хромка

Этот тип гармоники появился в России в конце 90-х годов XIX в. Назывались они первоначально «северянки», впоследствии, через 15—20 лет, получили название «хромки» вследствие их сходства с хроматическими гармониками (баянами), в которых звуки при смене движения меха не менялись. Хромка — двухрядная диатоническая гармоника; на правой стороне — сначала 21 кнопка, затем долгое время — 23; на левой стороне — 12 кнопок, дающих басо-аккордовый аккомпанемент, но в последние десятилетия установился стандарт: 25 кнопок на правой и 25 — на левой.

Хромка

Хромка

На хромке имелись и альтерированные звуки (расположенные в верхней части грифа); левая клавиатура была дополнена рядом вспомогательных басов.

Схема расположения звуков на клавиатурах хромки 25x25

Схема расположения звуков на клавиатурах хромки 25x25

При игре на хромке (как на венке и петербургской гармонике) исполнитель сидя ставил нижнюю часть корпуса правой стороны гармоники на правую ногу, мех при этом находился над левой ногой. Плечевой ремень, прикрепленный к правой части корпуса, надевался на правое плечо гармониста. Кисть правой руки обхватывает гриф: большой палец находится за грифом, остальные четыре пальца правой руки в полусогнутом положении ложатся на кнопки клавиатуры. Левая рука продевается под кистевой ремень так, чтобы 4 пальца свободно доставали до кнопок клавиатуры. Большой палец упирается в левую сетку. На этих инструментах можно играть и стоя, и даже на ходу.

Схема устройства гармоники-хромки

Схема устройства (в разрезе) гармоники-хромки: 1 — гриф, 2 — первый и второй ряды кнопок, 3 — правая сетка, 4 — клавиатурные клапаны (правой клавиатуры), 5 — рычаги клавиатурной механики, 6 — резонаторы с голосовыми планками мелодии (по три на каждую кнопку), 7 — мех, 8 — резонаторы с голосовыми планками аккомпанемента (аккорды), 9 — резонатор с голосовыми планками басов, 10 — басо-аккордовая механика, 11 — кнопки левой клавиатуры, 12 — клавиатурные клапаны (левой клавиатуры), 13 — левая сетка, 14 — левый кистевой ремень

Для хромки было издано много самоучителей: Н. Иванов. Самоучитель игры на двухрядной хроматической гармонике. М., 1962; П. Лондонов. Самоучитель игры на двухрядной гармонике-хромке. М., 1963.

Хромка долгое время пользовалась большой популярностью наравне с венкой. Но из-за ограниченных музыкальных возможностей (исполнение произведений только в трех тональностях — до мажор, соль мажор и ля минор, отсутствие звуков полной хроматической гаммы) инструмент начинает выходить из обихода, хотя массовый выпуск хромки продолжается.

Трехрядная хромка конструкции А. А. Глаголева

Трехрядная хромка конструкции А. А. Глаголева

Были попытки усовершенствовать хромку, чтобы расширить ее музыкальные возможности. Так, мастер-конструктор А. А. Глаголев подготовил для массового производства трехрядную хромку, но образец распространения не получил.

Источник: Мирек А. Справочник по гармоникам. - М., 1968.

Дата добавления: 16.07.2009 Просмотров: 11308Раздел: История