Разделы

Партнеры

Губные гармоники с клавиатурами. Аккорден

Аккорден (обычно написание названия инструмента «акорден», правильнее - «аккорден»; изредка называли его и «духовая гармоника акордион») является разновидностью губных гармоник, имеющих клавиатурные механики. В основу конструкции его положена та же идея, что и в гармонике-флейте, получившая дальнейшее развитие.

Аккорден однорядный

Аккорден однорядный

Аккорден двухрядный

Аккорден двухрядный

Аккорден состоит из корпуса, на котором размещены две клавиатуры (на двухрядных — клавиатуры выносные), мундштука и декоративного раструба (мундштук и раструб бывают съемными или крепятся на клее). Корпус служит резервуаром, в который исполнитель вдувает или аспирирует струю воздуха через мундштук. Под каждым клапаном — голосовая планка с двумя наклепанными голосами: один звучит на вдох, другой — на выдох. В некоторых системах имеются разные звуки на вдох и на выдох, в других — одинаковые, но в обоих случаях ззукоряды диатонические. В системах с разными звуками, расположенными под одним и тем же клапаном, диапазон инструмента больше, но пользование таким инструментом менее удобно. На левой клавиатуре — кнопки басов и аккордов. При системе разных звуков под одним клапаном расположены два басовых звука, под другим — два аккорда (тоника и доминанта). При одинаковых звуках (при смене направления струи воздуха) басы и аккорды располагаются попеременно. В обоих случаях можно исполнять произведения, написанные в одной или двух тональностях, с отсутствием в мелодии хроматических звуков.

Расположение звуков однорядного аккордена

Расположение звуков на правой и левой клавиатурах однорядного аккордена

Расположение звуков двухрядного аккордена

Расположение звуков на правой и левой клавиатурах двухрядного аккордена

Инструмент нужно держать двумя руками, чтобы большие пальцы рук находились под клавиатурами (в аккорденах второй системы под левой клавиатурой имеется ременное ушко для продевания большого пальца), остальные пальцы — на кнопках клавиатуры. Для аккордена были написаны краткие руководства (прилагавшиеся при продаже инструмента), а также самоучители.

Сейчас этот инструмент почти вышел из употребления: наличие аккомпанемента, рассчитанного на исполнение песни или танца только в одной тональности, ограничивает исполнителя, а также делает инструмент более дорогим; поэтому в ансамблях, например, естественно, стали предпочитать мелодику.

Источник: Мирек А. Справочник по гармоникам. - М., 1968.

Дата добавления: 01.05.2009 Просмотров: 5904Раздел: История