В городе Череповце в 60—70-х годах XIX века стали производиться местными кустарями гармоники, получившие название «череповка». Эти гармоники имели вначале пять клавиш, а затем, как правило, семь, изготовлялись двухголосными и по строю и расположению звуков напоминали русскую семиклавишную гармонику, но в более громоздком корпусе (около 30 см высотой). В начале XX века череповки стали делаться трех- и четырехголосными (то есть с одновременным звучанием трех или четырех голосовых язычков), но форма корпуса осталась прежней. Схема правой и левой клавиатур аналогична схеме клавиатур тульской гармоники.
Череповка
С 20-х годов XX века череповки стали выходить из употребления, и в настоящее время их трудно встретить.
Эти маленькие гармоники появились в результате уменьшения размеров пятиклавишной русской гармоники (есть мнение, что они получили название черепашек потому, что впервые их стали изготовлять в городе Череповце, но более вероятно, что это название было дано за их малые размеры и внешнее сходство с панцирем черепахи). Они стали входить в моду в 70-х годах XIX века, а наибольшее распространение получили в 80—90-х годах.
Черепашка (чтобы помочь составить представление о величине инструмента, на рисунке изображена спичечная коробка)
Обыкновенная черепашка имела клавиатуру только на правой стороне, левая не имела ни клавиш, ни кнопок. Обычно они делались в пять клавиш, но были и четырех-, и трех-, и даже двухклавишные. Звуки в этих гармониках при смене движения меха были разные, это давало возможность при пяти клавишах получать 10 различных звуков. Планки в черепашках ставились плашмя на деке (без резонаторов).
Схема расположения звуков на правой клавиатуре черепашки
Источник: Мирек А. Справочник по гармоникам. - М., 1968.