Известный виртуоз игры на русской гармонике и черепашках, Петр Невский, увлекшись в 70-е годы этими маленькими звучными гармониками, стал заказывать для себя черепашки более сложного устройства, имевшие не только больший диапазон, но и полную хроматическую гамму. Чтобы эти гармоники сохранили свои маленькие размеры, Невский ввел хроматически измененные звуки на левой стороне, на правой оставив расположение клавиш и звуков без изменения. Имели такие черепашки от пяти до десяти клавиш на правой клавиатуре и от трех до восьми кнопок — на левой. Они получили название «черепашки Невского» (или «невские черепашки»).
Черепашка Невского
Черепашки Невского имели большое распространение в 90-е годы XIX и в первой четверти XX века среди эстрадных гармонистов и цирковых музыкальных эксцентриков, которые выступали соло или под аккомпанемент других гармоник, баяна, фортепиано, оркестра. Много было и настоящих виртуозов на этих инструментах. Среди них особенно выделялись П. Е. Невский и В. В. Андреев, выступавшие с серьезными классическими произведениями.
Схема расположения звуков на клавиатурах черепашки Невского 6x4
Схема расположения звуков на клавиатурах черепашки Невского 8x5
Для черепашек Невского были написаны краткие самоучители и руководства, прилагаемые при продаже инструментов. И в настоящее время можно услышать игру на черепашке в составе самодеятельных оркестров народных инструментов или в ансамблях гармоник.
Гармонист В. С. Варшавский, также увлекавшийся игрой на гармониках этой системы, усовершенствовал черепашки Невского, перенеся хроматически измененные звуки с левой стороны на правую и расположив кнопки (клавиши) на правой клавиатуре в два ряда. На левой стороне его гармоник были расположены кнопки басов и аккордов. Такие гармоники стали называться «черепашками Варшавского».
Черепашка Варшавского
Черепашки Варшавского нашли также большое распространение у гармонистов, выступавших перед публикой в первой четверти XX века.
Схема расположения звуков на клавиатуpax черепашки Варшавского
Обыкновенная черепашка имела клавиатуру только на правой стороне, левая не имела ни клавиш, ни кнопок. Обычно они делались в пять клавиш, но были и четырех-, и трех-, и даже двухклавишные. Звуки в этих гармониках при смене движения меха были разные, это давало возможность при пяти клавишах получать 10 различных звуков. Планки в черепашках ставились плашмя на деке (без резонаторов).
Источник: Мирек А. Справочник по гармоникам. - М., 1968.