Басо-аккордовые губные гармоники предназначаются для комбинированной игры басами и аккордами. Такие аккомпанирующие гармоники разделяются на простые, предназначенные для аккомпанирования ансамблю, состоящему из диатонических губных гармоник, и на сложные, предназначенные для аккомпанемента в больших ансамблях или оркестрах, состоящих из хроматических инструментов, настроенных в любой тональности.
Простые гармоники рассчитаны на аккомпанемент в одной тональности. При изменении тональности берут другой инструмент, соответствующий данному строю. Такие инструменты делаются в нескольких наиболее часто встречающихся тональностях.
Расположение басов и аккордов в простой басо-аккордовой губной гармонике в строе до мажор. (Басы и аккорды в верхних каналах звучат на выдох, в нижних — на вдох.)
Сложные басо-аккордовые губные гармоники предназначены для аккомпанемента в любой тональности; они имеют полную хроматическую гамму басовых звуков, расположенных в кварто-квинтовом соотношении, и аккорды мажорные, минорные и септаккорды — во всех двенадцати тональностях. В таких инструментах, состоящих как бы из трех губных гармоник, скрепленных по бокам металлическими пластинами на свободной клепке, верхний ряд каналов — минорные аккорды и басы от си-бемоля до ре-диеза; средний ряд — мажорные аккорды и басы от ре-бемоля до фа-диеза; нижний ряд — септаккорды и басы от ля-бемоля до до-диеза. Все ряды басов и аккордов звучат только на выдох. Все аккорды даны в трехзвучном изложении. Полуовальная форма кромки корпуса со стороны входных канальных отверстий позволяет играющему легко исполнять отдельно бас или аккорд или то и другое вместе.
Расположение басов и аккордов в сложной басо-аккордовой губной гармонике (длина 31 см)
Кроме приведенных выше образцов губных гармоник, предназначенных для ведения аккомпанемента, существуют еще аккордовые губные гармоники: на них можно исполнять только аккордовый аккомпанемент (без басов). Здесь имеются как бы две гармоники, скрепленные по бокам металлическими пластинками на подвижной клепке. В верхнем ряду расположены мажорные аккорды с удвоением основного тона, а под каждым из них — доминантсептаккорд в основном виде в той же тональности. В нижних рядах — минорные аккорды, одноименные с верхними мажорными тональностями, а под ними — уменьшенные септаккорды. Мажорные и минорные аккорды звучат на выдох, а септаккорды и уменьшенные септаккорды — на вдох.
Расположение аккордов в аккордовой губной гармонике (длина 58,5 см)
Губные гармоники такой конструкции бывают и с двойным набором голосов: тогда каждый аккорд звучит с октавным удвоением (в каждом канале восемь голосов).
Губная гармоника получила большое признание не только в европейских странах, но и в странах Северной и Южной Америки, в Африке, Австралии, у народов Юго-Восточной Азии. Появились различные по форме и звукорядам национальные губные гармоники. Например, в Южной Америке установилась форма инструментов с укороченными крышками, в Англии и Северной Америке пришлись по вкусу инструменты эффектной полуовальной формы, в Африке — формы выгнутого полуцилиндра, в Австралии — традиционной формы бумеранга и т. д.
Местные, а главным образом европейские, фабрики гармоник стали производить на экспорт в различные страны губные национальные гармоники в строях, удобных для исполнения индусских, арабских, перуанских, китайских народных мелодий.
Наиболее популярный строй национальной губной гармоники
Источник: Мирек А. Справочник по гармоникам. - М., 1968.