Разделы

Партнеры

Выборные клавиатуры на левой стороне аккордеонов и баянов

Формирование трехрядной хроматической кнопочной гармоники — баяна, как и хроматической гармоники с органно-фортепианной клавиатурой — аккордеона, происходило почти одновременно как с применением на левой стороне клавиатуры с готовыми аккордами, так и выборной. По архивным документам и фотографиям можно утверждать, что аккордеоны с выборными клавиатурами начали появляться с 1900 года, когда мастер Баканов в Москве сделал гармонику с рояльной клавиатурой для правой и для левой руки. С 1906 года трехрядные баяны московской системы с выборной клавиатурой стали изготовлять в Туле на фабрике «Братья Киселевы».

Выборный баян системы Стерлигова

Выборный баян системы Стерлигова

В 1910 году на четырехрядном выборном баяне системы Стерлигова выступал гармонист Боков, что в те годы было уже не единичным случаем. Гармоники, в которых на левой стороне была такая же клавиатура, как и на правой, но с охватом диапазона в более низком регистре, назывались в то время «левая по правой» или «выборными» (первое название подчеркивало, что левая клавиатура имела то же расположение и устройство, что и правая, а второе указывало на то, что исполнитель должен был в случае надобности «выбирать» из имеющихся на клавиатуре кнопок необходимые аккорды, то есть нажимать на левой клавиатуре столько кнопок, сколько звуков в данном аккорде). Выборные клавиатуры (клавишные и кнопочные) находились на грифе (выносные клавиатуры), в некоторых моделях — непосредственно на корпусе. В обоих случаях на выборной клавиатуре нижние звуки располагались внизу, а верхние — вверху (на правой клавиатуре — всегда наоборот). В последние десятилетия стали изготовлять и такие выборные клавиатуры, на которых (также, как и на правой) вверху — нижние звуки, а внизу — верхние.

Левая выборная клавиатура аккордеона

Левая выборная клавиатура аккордеона (внутреннее устройство)

Интерес к выборным баянам и аккордеонам не ослабевает и в более позднее время, вплоть до наших дней. В 1949 году мастером-конструктором А. А. Глаголевым был подготовлен для массового производства маломерный выборный баян-концертино 34×24, а затем — с расширенным диапазоном, 40×36.

Баян-концертино

Баян-концертино

В 1950 году А. А. Глаголев подготовил также для массового производства и выборный аккордеон 41xХ27, имевший на правой клавиатуре 41 клавишу и на левой — 27. Левая механика в этих инструментах была совершенно отлична от левой механики обычных баянов и аккордеонов. Внутри баяна-концертино вместо трех, как обычно, стоит по два резонатора с каждой стороны, распределение планок на которых идет на три ряда клавиатуры.

Баян-концертино и выборный аккордеон отличались низкой стоимостью и ценными качествами для исполнения полифонических произведений и игры в оркестрах. При обсуждении этих моделей было много положительных отзывов, но серийного выпуска налажено не было. Кроме «выборных» клавиатур, на левой стороне существуют и готово-выборные.

Гармонеон

Гармонеон

Выборный баян получил большое распространение за рубежом. С начала 50-х годов его производят в корпусах, имеющих современную форму и отделку. Во Франции такие инструменты известны под названием гармонеон. На нем даются сольные концерты из произведений Баха, Регера, Шостаковича и других композиторов. Особенно хорошо звучат на нем полифонические произведения.

Источник: Мирек А. Справочник по гармоникам. — М., 1968.

Дата добавления: 25.10.2009 Просмотров: 26355Раздел: История