Разделы

Партнеры

Вятская гармоника

В Вятской губернии в середине XIX века стало возникать крупное кустарное производство гармоник — второе по величине после тульского. Вначале кустари делали точно такие гармоники, как тульские, затем — инструменты с одинаковыми звуками при смене движения меха на правой клавиатуре, оригинальные по внешней форме. Такие гармоники стали называться «вятскими».

Вятская гармоника

Вятская гармоника

Сначала вятские гармоники были двухголосными. К концу XIX века в них стали делать до пяти голосов (они строились на октаву выше и ниже основных). На правой стороне делалось от одного до пяти регистров-движков, с помощью которых можно было включать и выключать голоса той или иной планки, подбирать самые различные комбинации звука (при пяти регистрах — до десяти и более комбинаций).

Схема устройства правой стороны корпуса вятской гармоники

Схема устройства (в разрезе) правой стороны корпуса вятской гармоники: 1 — гриф, 2 — клавиши, 3 — правая сетка, 4 — клавиатурные клапаны, 6, 8 — основные голосовые планки, 7 — октавные (вниз) голосовые планки, 5, 9 — октавные (вверх) голосовые планки, 10 — кожаная передвижная петля

В пятиголосном инструменте распределение планок было следующим: две планки строились на октаву выше, две — основные и одна — на октаву ниже. Как правило, на вятских гармониках ставились латунные голоса, которые создавали специфический, мягкий и своеобразный звук.

На левой стороне корпуса, кроме традиционного басо-аккордового аккомпанемента (оставшегося без изменений от русской, тульской гармоники), прибавился еще гудочек (пискун). На верхней части левой стороны иногда делались два колокольчика, которые звенели при нажиме на верхний клапан. В начале нашего века торговыми фирмами издавались руководства и самоучители для гармоник рояльного строя. В них имелись в виду и вятские гармоники, но специальных пособий и учебных изданий для этой гармоники не печаталось.

Вятскую гармонику можно встретить сейчас в Кировской, Пермской и близлежащих областях у старых гармонистов и в самодеятельности. Она вошла в основу национальных восточных гармоник, где и получила свое дальнейшее развитие.

Схема расположения звуков на клавиатурах вятской гармоники

Схема расположения звуков на клавиатурах вятской гармоники

Музыкальные данные гармоники невелики: исполнение мелодий возможно лишь в одной тональности (в которой настроен инструмент), состоящей из звуков натурального мажора. В аккомпанементе звуки при смене движения меха разные (на разжим звучит Т, на сжим — D). Поэтому удобно исполнять мелодии с равномерным чередованием гармонических функций. Звуки правой клавиатуры не изменяются при смене движения меха, что является большим удобством. Гармоника имеет мягкий, своеобразный тембр звука.

Источник: Мирек А. Справочник по гармоникам. - М., 1968.

Дата добавления: 01.06.2009 Просмотров: 7553Раздел: История