Разделы

Партнеры

Восточные гармоники (марла-кармонь, кога-кармонь, комуз, пшинэ)

В последней четверти XIX века народы Поволжья и Кавказа стали создавать свои национальные гармоники. Примитивные образцы этих гармоник теперь почти вышли из употребления, но новые виды восточных национальных гармоник совершенствуются и в настоящее время.

Марла-кармонь

Марийская гармоника — это однорядный семиклавишный инструмент, созданный на основе русской семиклапанки. В ней также разные звуки при смене движения меха. Отличали же ее изменения, внесенные в расположение звуков, связанные с особенностями марийской народной музыки, и, кроме того, все звуки правой клавиатуры построены не в унисон, а с октавным удвоением.

Схема расположения звуков на клавиатуре марла-кармони

Схема расположения звуков на клавиатуре марла-кармони

 

Кога-кармонь и кубос

У марийцев и чувашей была известна и двухрядная гармоника, которая называлась у марийцев кога-кармонь, а у чувашей — кубос. Эти гармоники делались с некоторыми изменениями в зависимости от вкуса мастера и требований заказчика, но принципиальная схема расположения звуков на клавиатуре сохранялась.

Схема расположения звуков на клавиатуре кога-кармони и кубоса

Схема расположения звуков на клавиатуре кога-кармони и кубоса

С переходом на фабричное производство выпуск восточных гармоник стабилизировался и увеличился: появились комуз, пшинэ, татарская гармоника, восточный баян, восточная (азербайджанская) выборная гармоника.

Комуз

Широко распространена в Дагестане и Чечне однорядная гармоника, прототипом для которой послужила рояльная однорядная гармоника (см. внешний вид и схемы правой и левой клавиатур рояльной однорядной гармоники). Отличительной чертой комуза является наличие трех и даже четырех голосов, настроенных в октаву вверх и вниз. Иногда эта гармоника снабжается еще колокольчиками.

Комуз широко распространен у кумыков, лезгинов, чеченцев, ингушей и занимает одно из первых мест среди национальных инструментов. Хорошо звучат на комузе в сольном исполнении и в ансамблях с другими национальными инструментами урус-мартановская, шалинская, шатоевская и другие лезгинки, а также многие старинные мелодии. Раньше на гармонике играли только женщины, и этот инструмент входил в приданое невест, теперь играют и мужчины.

Серийное производство комуза стало налаживаться в середине 30-х годов в Орджоникидзе, Армавире, Тбилиси (на фабриках и в артелях).

Пшинэ

Гармоника пшинэ возникла одновременно с комузом и отличалась от него лишь более ограниченным аккомпанементом.

Пшинэ

Пшинэ

Она распространена в Адыгейской автономной области и Кабардино-Балкарской республике. Фабричное производство пшинэ было налажено в г. Нальчике с 1935 года, но после войны фабрика перестала существовать. Сейчас комузом и пшинэ зачастую называют один и тот же инструмент в зависимости от местности, в которой он находится.

Схемы расположения звуков на правой и левой клавиатурах пшинэ

Схемы расположения звуков на правой и левой клавиатурах пшинэ

Источник: Мирек А. Справочник по гармоникам. - М., 1968.

Дата добавления: 24.07.2009 Просмотров: 6145Раздел: История