Разделы

Партнеры

Тульская гармоника

Пяти- и семиклавишные (восьмиклавишные) тульские гармоники (так их называли сначала — «тульская с русским строем», а затем — русская пятиклапанная или семиклапанная гармоника», или просто семиклапанка») являются основными гармониками, с которых началось производство гармоник в России с начала 30-х годов XIX века.

Пятиклавишная тульская гармоника

Пятиклавишная тульская гармоника

Эти инструменты диатонические, звукоряд их вошел в основу всех русских национальных гармоник, извлекающих, как и они, разные звуки при смене движения меха (саратовская, бологовская, касимовская, белобородовская, череповка и черепашки).

Семи-восьмиклавишная тульская гармоника

Семи-восьмиклавишная тульская гармоника

Звукоряд гармоники — натуральный мажор. Эти гармоники были одно- и двухголосные. Голосовые планки крепились плашмя с внутренней стороны деки. При игре большой палец правой руки продевался в ременное ушко за клавиатурой; четыре пальца правой руки участвовали в игре, а два клапана левой клавиатуры (как указано в руководствах тех лет) нажимались указательным и мизинцем (при тесной раскладке — указательным и средним). На клавиатуре в пять клавиш обычно не было двух последних клавиш иногда — двух первых.

Схема расположения звуков на правой клавиатуре семиклавишной гармоники.

Схема расположения звуков на правой клавиатуре семиклавишной гармоники. Нота со штилем вниз — звук на разжим меха, нота со штилем вверх — звук на сжим меха.

Музыкальные возможности русской гармоники ограничены диатоническим строем и весьма небольшим диапазоном, разным звучанием при смене движений меха и бедностью аккомпанемента, состоящего только из двух гармонических функций — Т и D. На этой гармонике исполняются простые мелодии, не особенно сложные технически. В настоящее время подобные инструменты выпускаются как «детские гармоники».

С 70-х годов прошлого века начали печатать руководства игры на гармониках такой системы. Первыми издателями были Н. Куликов — «Школа для аккордеона и гармонии» (1872), И. Телетов — «Народная школа для аккордеона или ручной гармоники по сей новой системе» (1875). Подобные пособия печатались и позднее, например: П. Невский «Самоучитель для русской семиклапанной гармоники» (1898).

Источник: Мирек А. Справочник по гармоникам. - М., 1968.

Дата добавления: 27.05.2009 Просмотров: 6521Раздел: История