Разделы

Партнеры

Сибирская, или фисовая, гармоника

Сибирская гармоника появилась в конце XIX века на Северном Урале и Сибири. Ее называли еще и фисовой (а не фесовой), так как она заменяла на хоровых спевках фисгармонию. Можно предположить, что ее звукоряд сформировался под влиянием старообрядческих напевов: он представляет собой цефаутную (или церковную) гамму (цефаутная, или церковная, гамма состоит из тетрахордов такого же вида, как и в мажорной гамме, но в ее построении IV ступень предшествующего тетрахорда считается I ступенью последующего). Такое расположение звуков характерно для этого типа русской гармоники (и для ливенки).

Сибирская, или фисовая, гармоника

Сибирская, или фисовая, гармоника

 

Расположение звуков на клавиатурах сибирской, или фисовой, гармоники

Расположение звуков на клавиатурах сибирской, или фисовой, гармоники (в гармониках с диапазоном 18 кнопок на правой клавиатуре левая сторона может звучать на октаву ниже)

На этой гармонике звуки при смене движения меха одинаковые. На правой стороне планки (медные) расположены плашмя на резонаторной рамке. При нажиме каждой кнопки звучат два голоса, настроенные в унисон. На левой стороне голоса крепятся на резонаторе вертикально. Клапаны расположены в один ряд; от двух рядов кнопок идут рычаги: от одного ряда — с одной стороны клапанов до середины, от другого — от среднего клапана до конца.

Схема устройства правой стороны корпуса сибирской гармоники

Схема устройства (в разрезе) правой стороны корпуса сибирской гармоники: 1 — гриф, 2 — кнопки, 3 — правая сетка, 4 — клавиатурные клапаны, 5 — голосовые планки, 6 — металлическая скобка, 7 — кожаная петля, скользящая по скобке

При игре продевают большой палец правой руки в ременное ушко, свободно двигающееся по металлической скобке, остальные пальцы находятся на кнопках клавиатуры. Левая продевается под кистевой ремень, и четыре пальца (кроме большого) участвуют в игре на левой клавиатуре. Здесь нужно отметить одну особенность: исполнитель часто нажимает одним пальцем две кнопки, расположенные горизонтально в первом и во втором рядах, отчего получается интервал большой терции к основному басу (который к тому же удваивается и звучит более сочно).

Источник: Мирек А. Справочник по гармоникам. - М., 1968.

Дата добавления: 07.07.2009 Просмотров: 5576Раздел: История