Разделы

Партнеры

Саратовская гармоника

Саратовские кустари стали изготовлять гармоники с 60-х годов XIX века. За основу была взята русская «семиклапанка», но со временем диапазон ее расширился до двадцати звуков (10 кнопок), строй приспосабливался к исполнению знаменитых саратовских частушек и напевов, количество планок увеличилось до пяти, соответственно расширился корпус. Мех для прочности имел один или два перерамка. На грифе левой стороны появились четыре клавиши (вместо двух). Еще одна характерная особенность — колокольчики, прикрепленные вверху и внизу на левой стороне корпуса, издающие звуки при нажиме на две крайние клавиши. Вверху левой части корпуса (около большого пальца) — воздушный клапан.

Саратовская  гармоника

Саратовская гармоника

Эти гармоники строились в разных тональностях (здесь даны две наиболее часто встречающиеся). Саратовская гармоника построена в мажорном ладу.

Схема расположения звуков на правой и левой клавиатурах

Схема расположения звуков на правой и левой клавиатурах

Устройство ее своеобразно. В пятипланочном инструменте распределение планок следующее: основная и октавная нижняя крепились на резонаторе, звук из которого выходил в резонаторный канал (устройство, придающее звуку особую окраску). Нижняя октавная планка обычно включалась и выключалась регистровой пластинкой, соединенной штырем с регистровой кнопкой (помещенной вверху наружной части инструмента; изредка регистровое устройство делалось и на основной планке). Три свистовые планки, звучащие на октаву выше основной, крепились плашмя к деке. Такое расположение клапанов, закрывающих отверстия в разных плоскостях, сделало необходимым расположение их в два ряда: один ряд снаружи деки, другой — внутри резонаторного канала. При нажиме одной кнопки открывалось одновременно два клапана. Весьма характерным в этой гармонике была настройка в разлив.

Схема устройства правой стороны саратовской гармоники

Схема устройства правой стороны саратовской гармоники: 1 — гриф, 2 — клавиши, 3 — правая сетка, 4 — клавиатурные клапаны, 5 — свистовые голосовые планки, 6 — основные голосовые планки, 7 — планки с голосами, настроенными на октаву ниже, 8 — резонаторный канал (Cosotto), 9 — регистровая пластина (движок), 10 — отверстия для доступа воздуха в резонаторный канал, 11 — кожаная петля. (В народных ручных гармониках голоса расположены с двух сторон планки, но показаны с одной стороны, чтобы не загромождать схемы.)

Печатные издания для обучения игре на этих гармониках не сохранились, хотя известно, что они были.

Как и прежде, сейчас саратовская гармоника пользуется большой любовью и популярностью, особенно на своей родине (как аккомпанирующий инструмент — при исполнении частушек и песен, в оркестрах народных инструментов и в самодеятельных ансамблях. Несмотря на весьма ограниченные возможности этого инструмента, местные гармонисты подобрали сравнительно большой репертуар: саратовские переборы-вариации из местных мотивов, польки, вальсы, народные песни.

Эта гармоника отличается от простой русской гармоники тембром, силой звучания и наличием колокольчиков.

Источник: Мирек А. Справочник по гармоникам. - М., 1968.

Дата добавления: 01.06.2009 Просмотров: 6313Раздел: История