Разделы

Партнеры

Рояльные гармоники (однорядные и двухрядные)

Рояльные гармоники, называемые иногда «вражскими гармониками», возникли в начале XX века на основе вятской. Первые голоса их (два ряда) чаще всего строились в унисон с разливом, позже делались и такие (трехголосные), в которых один ряд голосов звучал на октаву ниже. На левой стороне аккомпанемент (8, 12, 16 кнопок) состоял из басов, мажорных и минорных аккордов. Диапазон на правой клавиатуре — 16—20 клавиш. Строй диатонический. При смене движения меха звуки на правой клавиатуре одинаковые, на левой — разные. Впоследствии стали делать рояльные гармоники двухрядные (с полутонами). Кнопочная клавиатура на правой стороне имела то же расположение звуков, что и на фортепиано. На левой — басы, мажорные и минорные аккорды.

Рояльная однорядная гармоника

Рояльная однорядная гармоника

 

Рояльная двухрядная гармоника

Рояльная двухрядная гармоника

На этих гармониках играли, надев на правое плечо плечевой ремень. Правая рука охватывала клавиатуру: четыре пальца лежали на клавишах (или кнопках), а большой находился за грифом. На левой стороне, продев руку под кистевой ремень, также играли четырьмя пальцами, а большим пальцем при надобности нажимали воздушный клапан. Возможности этой гармоники (особенно двухрядной хроматической) были сравнительно большие, но игра четырьмя пальцами на правой клавиатуре и неудобный аккомпанемент на левой (из-за разного звучания при смене движения меха) создавали неудобство при игре.

Схема расположения звуков на клавиатурах рояльной гармоники

Схема расположения звуков на клавиатурах рояльной гармоники

На основе этих гармоник впоследствии возникли национальные дагестанские гармоники — комузы.

Источник: Мирек А. Справочник по гармоникам. - М., 1968.

Дата добавления: 10.07.2009 Просмотров: 5858Раздел: История