Разделы

Партнеры

Общие сведения об устройстве гармоник

Гармоникой можно назвать все музыкальные инструменты, звук в которых воспроизводится металлическим свободно проскакивающим язычком (голосом), колеблющимся под действием струи воздуха. Воздух в гармониках подается с помощью ручного или ножного меха (ручные гармоники, фисгармонии), вентилятора (органолы, органеты) или выдыхается и вдыхается легкими исполнителя (губные гармоники). Во всех современных гармониках язычок крепится с помощью клепки одним концом на металлической основе, именуемой рамкой (шасси). Рамка вместе с наклепанным язычком называется планкой.

В планке имеются прорези, над которыми и приклепываются язычки (голоса). Они бывают разной длины (от 4 до 100 мм): чем язычок длиннее, тем звук ниже, чем короче — тем звук выше Чтобы не делать язычки звуков нижнего регистра чрезмерно большими, на них наклёпывается дополнительный груз. Металлический язычок, настроенный в определенном тоне, под действием струи воздуха начинает колебаться. Колеблясь, он создает звуковые волны.

Планка гармоники

Колебание язычка происходит следующим образом (см. схему): струя воздуха, направленная на планку со стороны, где наклепан язычок, увлекает его в проем планки, преодолевая сопротивление язычка, пока он проходит сквозь планку. Но после его выхода с другой стороны планки давление воздушной струи в непосредственной близости от язычка уменьшается, и язычок, имея достаточную упругость, возвращается в исходное положение, по инерции отклонившись в противоположную сторону. Затем он снова, увлекаемый струей воздуха, проходит сквозь проем планки. Чем сильнее давление воздушной струи, тем больше амплитуда колебания язычка, а следовательно, и громкость звука; чем слабее — тем звук делается тише. При увеличении или уменьшении амплитуды колебаний высота звука не изменяется. Такая изохронность колебаний, то есть независимость периода колебаний от их амплитуды, является существенной особенностью принципа звукоизвлечения в гармониках. Это позволяет получать различные оттенки во время игры. На взаимодействии воздушной струи и упругости металлического язычка основано звукоизвлечение во всех видах гармоник.

Схема образования колебаний металлического язычка (голоса) в планке

Схема образования колебаний голоса в планке

Различные фазы колебания металлического язычка: 1 — рамка, 2 — язычок, 3 — клепка

Из вышеприведенного описания и схемы ясно, что язычок может вибрировать только при подаче струи воздуха в одном направлении. Поэтому планки с одним язычком употребляются, в гармониках с односторонней подачей воздуха (фисгармонии, органолы, митрофоны, мелодики, некоторые виды тембровых гармоник).

В гармониках с двухсторонней подачей воздуха употребляются планки с двумя прорезями и с приклепанными к ним с обеих сторон язычками (аккордеоны, баяны, большинство губных гармоник, концертины, бандонеоны, народные гармоники). В этих случаях на разжим меха звучит один голос, а на сжим — другой. Чтобы воздух проходил только сквозь проем для звучащего голоса, к обратной стороне проема приклеивается полоска лайки — лайковый проемный клапан. Он уменьшает количество воздуха, проходящего через проемы планок при игре, гарантируя пропуск его лишь в одну сторону — только на звучащие голоса. Проемные клапаны не приклеиваются лишь на проемы самых маленьких голосов(выше четвертой октавы): ввиду большой упругости маленького голоса и малого размера проема расход воздуха здесь незначителен. Таким образом, проемные клапаны увеличивают громкость звучания, сосредоточивая все воздушное давление на звучащих голосах.

Сила и тембр звучащего голоса зависит также от подгонки голоса к проему (с минимальным зазором), от толщины и сплава (а следовательно, веса) планки, от качества металла, из которого сделан голос, и от профиля голоса. Чтобы воздух обтекал колеблющийся язычок с трех сторон, причем струя воздуха подавалась бы к определенному голосу, планки обычно крепятся на специальных станинах — резонаторах. Резонаторы разделены на ячейки — резонаторные камеры; вход в каждую камеру называется резонаторной розеткой.

Резонатор

Резонатор: 1 — резонаторная камера, 2 — резонаторная розетка, 3 — планка, 4 — голос, 5 — лайковый проемный клапан

Первоначально резонаторы служили только для крепления голосовых планок и компактного размещения их внутри гармоник (cначала мастера и называли их просто «городушки»). Затем опытные мастера стали придавать резонатору большое значение как существенной детали в звукообразовании. Известный русский мастер гармоник Г. Л. Чулков в 1926—1927 годах сделал ряд резонаторов сложной и оригинальной конструкции и, поставив на них одинаковые голосовые планки, получил различные по тембру и силе звуки. Таким образом, было доказано еще тогда, что устройство резонатора, объем и конструкция резонаторных камер, подбор древесины во многом влияют на тембр и силу звука в инструменте.

И, наконец, последняя существенная деталь, имеющаяся почти в каждой гармонике, — клапан, регулирующий доступ воздушной струи к голосовым планкам. В каждой гармонике, имеющей клавиатуру (любой формы и конструкции), доступ воздушной струи к голосовым планкам осуществляется следующим образом: при нажиме на клавишу или кнопку на другом конце образующегося рычага поднимается клавиатурный клапан; при движении меха доступ воздуха происходит в ту или иную резонаторную камеру, а следовательно, к тому или иному голосу.

Такова простая схема устройства любой гармоники.

"Схема звукообразования в гармонике
Разжим меха / Сжим меха

Схема звукообразования в гармонике: 1 — клавиша, 2 — клавиатурный клапан, перекрывающий доступ воздуха к голосовым планкам, 3 — резонатор, 4 — голосовые планки, 5 — голоса, 6 — проемные клапаны (когда голос звучит, с обратной стороны отходит проемный клапан, а с другой стороны все проемные клапаны плотно закрываются)

Источник: Мирек А. Справочник по гармоникам. - М., 1968.

Дата добавления: 01.05.2009 Просмотров: 8965Раздел: История