Разделы

Партнеры

Общая история развития язычковых инструментов

Первый известный инструмент с язычковым принципом звукоизвлечения - это древневосточный Шэн (возник в Бирме, Тибете, Лаосе и Китае). Точная дата, когда этот инструмент был создан, неизвестна, но ему, как полагают, более 2 000 лет. Он считался «чистым» инструментом, то есть пригодным для исполнения священной музыки. Примерно в 700 г. н.э. шэн был усовершенствованным популярным инструментом, на нём можно было играть в 12 тональностях, и для этих инструментов был создан учебник гармонии. Шэн состоит из корпуса и вделанных в него по окружности бамбуковых или тростниковых трубочек, в нижнем конце которых имеется металлическая пластинка с вырезанным в ней язычком. Обычно на шэне играли аккордами, зажимая одновременно несколько отверстий внизу трубок. В России шэн был известен очень давно (10 – 13 века). Доподлинно известно, что шэн был хорошо известен в Петербурге в середине 18 века (игрой на шэне улекался придворный музыкант и талантливый конструктор Иоганн Вильде).

Шэн
Шэн

Мехи используются на аккордеоне, для замены вдувание воздуха ртом, что создает сильное давление воздуха и сохраняет энергию музыканта. Греки и Египтяне использовали мехи еще в 1500 г. до н.э., правда предназначены они были для раздувание печей.

С историей возникновения аккордеона тесно связано имя Франтишка Киршника. Мастер-ремонтник, он, в отличие от мастеров-производственников, не имел своей мастерской, а переезжал из страны в страну, из города в город, где занимался настройкой и ремонтом органов и клавикордов. Вместе с тем у него был огромный опыт в ознакомлении с различными устройствами, конструкциями, приспособлениями и механизмами, он был высококвалифицированным и уважаемым мастером в среде специалистов. В 1770х гг., работая в мастерской, предоставленной ему для научных опытов и экспериментальной работы Христианом Кратценштейном (известный в то время учёный – физик, медик и акустик), он изобретает язычковые планки (создаёт по сути новую конструкцию). Затем он изобретает маленький орган на основе этого принципа звукоизвлечения и с ним в 1782 г. приезжает в Петербург, где знакомит с новинкой музыкантов и мастеров (которые подхватывают новый принцип звукообразования и начинают приспосабливать его по своему вкусу и возможностям к своим изобретениям). В 1797г. Франтишк Киршник вкладывает опыт изготовления язычковых планок в создание новых музыкальных инструментов - ручных гармоник.

Сохранились сведения в письме Андрея Тургенева (от 6 февраля 1802г.) о том, что в Петербурге юная графиня Авдотья Николаевна Свечина играла ему на такой гармонике русские народные песни «Выйду ль я на реченьку», «Я по жёрдочке шла» и другие (гармоника находилась в доме несколько лет). Игра на столь необычном романтическом инструменте с приятным, нежным выразительным звучанием, глубоко трогала сердце молодого человека. В России в 1800 гг. игра на гармониках была уже широко распространена, и было организовано их стабильное производство в Туле. Возможно, принцип звукообразования был открыт и сконструирован здесь, в России параллельно опытам Ф. Киршника.

В 1821 г. Одним из первых изобретателей губных гармоник, которые имеют огромную популярность и в наши дни, стал Фредерик Бушман из Берлина. Он назвал свое новое изобретение "Аурой". Звук инструмента извлекался язычками свободно проскакивающими через отверстие в рамке под давлением струи воздуха вдыхаемой музыкантом. Гармоника получила разновидности диатонической и хроматической. В 1822 году Бушман, приделав кожаный мех к своему усовершенствованному камертону для настройки органов, изобретает маленькую ручную гармонику и совершенствует её.

Название «аккордеон» инструмент получил в 1829 году в Вене, когда мастер Кирилл Демиан изготовил вместе с сыновьями Гвидо и Карлом гармонику с аккордовым аккомпанементом в левой руке. Аккордеон имел только 5 кнопок, и каждая кнопка играла 2 аккорда, один аккорд при сжатии мехов и другой аккорд при растяжении мехов. С того времени, все гармоники, имевшие аккордовый аккомпанемент, во многих странах стали называться аккордеонами.

Точная копия аккордеона Демиана
Точная копия аккордеона Демиана

С этого времени стали изготовлять две основные разновидности инструмента: немецкие и венские гармоники. Различие между ними заключалось не столько в музыкально-исполнительских возможностях, сколько в устройстве корпуса. На немецких гармониках клапаны мелодии размещались снаружи правой крышки, а клавиатура для левой руки - на специальной ручке, называемой грифом. На венских гармониках клапаны мелодии помещались в углублении правой крышки и закрывались деревянной сеткой, а клавиатура для левой руки - непосредственно на крышке аккомпанемента.

Дата добавления: 10.02.2009 Просмотров: 8761Раздел: История