Разделы

Партнеры

Немецкая концертина

Немецкая концертина была сконструирована в городе Хемнице (ныне Карл-Маркс-штадт) музыкальным мастером Карлом Фридрихом Улигом в 1832 году. Первые инструменты были примитивного устройства и располагали небольшим диапазоном (8—10 кнопок с каждой стороны). Со временем диапазон инструмента увеличивался (20, 26) и к концу 60-х годов прошлого века достиг 78 звуков (39 кнопок).

Немецкая концертина

Немецкая концертина

В усовершенствовании концертины принимали участие многие мастера и владельцы фабрик (М. Шефлер, К. Обет и др.). В результате совместных усилий немецким «Обществом любителей концертины и бандонеона» была создана 128-тоновая унифицированная немецкая концертина, которая и была утверждена как стандартный образец. Она имела на правой стороне 36 клавиш (72 тона, диапазон — от соль малой октавы до соль третьей), а на левой — 28 клавиш (56 тонов, диапазон — от ми большой октавы до соль первой). Немецкие концертины строились в тональностях соль, ре, ля, ми мажор.

Схема расположения звуков на правой клавиатуре концертины

Схема расположения звуков на правой клавиатуре немецкой концертины

Схема расположения звуков на левой клавиатуре концертины

Схема расположения звуков на левой клавиатуре немецкой концертины

Инструмент имеет клавиатуру с двух сторон. Ряды кнопок расположены полукругом. На правой стороне — воздушный клапан, регулирующий дополнительную подачу воздуха в меха. Звукоряд на правой клавиатуре диатонический (с хроматическими полутонами), близкий по расположению звуков к звукоряду немецких гармоник. На левой клавиатуре расположение звуков приспособлено к ведению аккомпанемента.

В немецкой концертине голосовые планки крепились непосредственно на резонансовой деке (как и в английской концертине). Такое крепление голосовых планок, с удвоением их в октаву, создавало специфический звук этого инструмента. Отличие немецкой концертины от английской: при нажиме на ту же кнопку при смене движения меха возникают два различных звука; корпус инструмента не восьмиугольной, а четырехугольной формы.

При игре нужно продеть руки под короткие ремни, имеющиеся около правой и левой клавиатур, которые плотно прижимают с внешней стороны кисти рук при разжиме меха; при сжиме тыльная сторона кисти опускается на деревянные планки-колодочки. В игре участвуют по четыре пальца. Большой палец правой руки лежит на рычаге воздушного клапана и регулирует подачу воздуха в меха; большой палец левой помогает поддерживать инструмент.

Долгое время музыкальная литература для немецкой концертины писалась только с помощью специально созданной цифровой системы, но постепенно был осуществлен переход на нотно-цифровую систему. Для немецкой концертины издавались небольшие руководства, по существу являвшиеся маленькими сборниками песен и танцев, рассчитанных на вкусы и требования рабочих и ремесленников. Основательных руководств и школ для этого инструмента создано не было. Затем в Германии отдали предпочтение более усовершенствованному инструменту такого типа — бандонеону.

Источник: Мирек А. Справочник по гармоникам. - М., 1968.

Дата добавления: 15.05.2009 Просмотров: 5996Раздел: История