Разделы

Партнеры

Ливенка

Примерно в 60—70-х годах XIX века кустари деревень, окружавших г. Ливны, стали производить гармоники, с годами сформировавшиеся в самостоятельный вид. Они получили название ливенок. Ливенки, на первых образцах которых было восемь клавиш, со временем нашли свой стандарт клавиатуры в двенадцать кнопок, хотя в поздний период делались инструменты с клавиатурами до восемнадцати кнопок (на заказ).

Ливенка

Ливенка

На левой стороне аккомпанемент состоял из октавных звуков (гудки). Исполнитель, нажимая несколько клапанов, совмещал интервальное звучание и аккорды или вел аккомпанемент более длительным задержанием одиночных клапанов.

Звуки при смене движения меха на ливенке одинаковые. Делались эти гармоники обычно двухголосными, иногда — трехголосными. Характерно октавное звучание двух планок с медными голосами, причем верхняя имеет открытый звук (даже без наружной сетки), а звук нижней приглушен специальным устройством, которое изменяет тембр звука (см. схему). Это дает специфическое звучание.

Схема расположения звуков на клавиатурах ливенки

Схема расположения звуков на клавиатурах ливенки

Ливенка имеет очень узкий высокий корпус, и мех поэтому делается не менее 25 — 30 борин (обычно 40) — самый длинный, если сравнить все существующие гармоники. Правая рука обхватывает гриф, продевая большой палец сквозь ременное ушко, свободно двигающееся по металлической скобке, а левая продевается под кистевой ремень, обхватывает левую часть корпуса гармоники, расположив пальцы на клапанах. Выносного грифа на левой стороне ливенки нет, клавиатура левой стороны представлена в виде клапанов, расположенных с двух сторон корпуса. Исполнитель играет первым пальцем на внутренней части клавиатуры, остальными четырьмя — на внешней.

Схема устройства правой стороны корпуса ливенки

Схема устройства (в разрезе) правой стороны корпуса ливенки: 1 — гриф, 2 — кнопки, 3 — клавиатурные клапаны, 4 — верхняя голосовая планка, 5 — планки с голосами, настроенными на октаву ниже, 6 — резонаторный канал (Cosotto), 7 — отверстия для доступа воздуха в резонаторный канал, 8 — кожаная петля, скользящая по металлической скобке

Музыкальные возможности этого инструмента посредственные, но местные гармонисты с большим жаром, лихо выделывая во время игры замысловатые фигуры самой гармоникой, исполняют простые народные песни и танцы, частушки, вальсы. В начале XX века для ливенки издавались специальные руководства: Кричко. Самоучитель для ливенской гармоники (указанный в прейскуранте П. И. Доброхотова). Тула; С. Я. Егоров. Новейший практический самоучитель... для ливенки. Рославль, 1903. В ансамблях ливенки не применялись, так как все они строились в разных тональностях и разном строе, что объяснялось желанием заказчиков иметь инструмент, отличный от других.

Ливенку, имевшую до 20-х годов XX века большое распространение, можно встретить и сейчас. Одно время существовал даже ансамбль ливенок (специально настроенных) при районном Доме культуры г. Ливны. Он являлся лауреатом Всероссийского смотра художественной самодеятельности и выступал на заключительном концерте в Кремлевском дворце съездов в 1965 году.

Источник: Мирек А. Справочник по гармоникам. - М., 1968.

Дата добавления: 05.06.2009 Просмотров: 7230Раздел: История