Разделы

Партнеры

Готово-выборные комбинированные клавиатуры

В начале XX века стали производить инструменты с готовым аккордовым аккомпанементом или с выборной клавиатурой (на левой стороне). Через 10-15 лет исполнители и мастера пришли к выводу, что инструмент будет более полноценным, если сочетать выборную клавиатуру с готовым аккордовым аккомпанементом. Сведений о первых инструментах с такой комбинированной клавиатурой не сохранилось, известно только, что в 1920-1921 годах мастером В. С. Самсоновым был изготовлен (по заказу М. Зеленко) баян с пятирядной клавиатурой на правой стороне (система Стерлигова) и с девятирядной готово-выборной комбинированной клавиатурой на левой (3 вертикальных ряда выборной и 6 рядов басо-аккордовой клавиатуры). Подобные комбинированные клавиатуры в 20-30-х годах делали на заказ в другие мастера.

В период 1915-1930 годов изредка мастера изготовляли баяны с одной правой стороной и двумя (взаимозаменяемыми) левыми сторонами. Одна из них имела клавиатуру готового басо-аккордового аккомпанемента, другая - выборную. Исполнитель по желанию чог собрать инструмент так или иначе.

После Великой Отечественной войны мастер-конструктор А. А. Глаголев подготовил для промышленного производства концертные баяны с готово-выборными клавиатурами. В 1951-1952 годах Московской баянной фабрикой были изготовлены экспериментальные образцы. На левой стороне одной модели выборная клавиатура расположена перед готовым аккомпанементом, на другой - над готовыми аккордами, на третьей - сзади готовых аккордов.

Комбинированные готово-выборные клавиатуры мастера-конструктора А. А. Глаголева

Комбинированные готово-выборные клавиатуры мастера-конструктора А. А. Глаголева

На выборной клавиатуре 63 кнопки (49 основных и 14 вспомогательных), диапазон - от ми контроктавы до ми второй октавы, клавиатура готового басо-аккордового аккомпанемента обычная.

В 1929 году мастер П. Стерлигов впервые изготовил левую клавиатуру с переключением готового аккомпанемента на выборный (авторское свидетельство № 49 651).

В 30-х годах и другие мастера стали изготовлять кустарным способом готово-выборные клавиатуры с переключением. Такая клавиатура имела пять вертикальных рядов: два ряда басов и три - готовых аккордов. Последние три ряда с помощью переключателя выполняли функцию выборной клавиатуры. Эти инструменты делались мастерами по индивидуальным заказам, но не всегда удачно, и стоили очень дорого.

С 1960 года на фабрике им. Советской Армии стали разрабатывать более совершенную механику с системой переключения на выборную клавиатуру и готовые аккорды. С 1962 года началось серийное производство трехголосной многорегистровой модели «Солист», на левой стороне которой была новая механика переключения клавиатур.

 Левая клавиатура с переключением на готово-выборную (переключатель на сетке)

Левая клавиатура с переключением на готово-выборную (переключатель на сетке)

С 1966 года баянная фабрика в г. Кирове также стала выпускать баяны с переключением готового аккомпанемента на выборный с диапазоном выборной клавиатуры фа-диез второй октавы - фа большой.

За рубежом комбинированные готово-выборные клавиатуры также нашли широкий спрос у аккордеонистов и делаются в серийном производстве на кнопочных (баянах) и клавишных аккордеонах. Клавиатура баритоновых басов (так в международной практике называется выборная клавиатура) расположена перед клавиатурой готового аккомпанемента. Система может быть бельгийской (московской) (B-Griff) или итальянской (C-Griff). Обычно расположение клавиатуры баритоновых басов идет сверху вниз (как на правой клавиатуре), но можно встретить и обратное расположение. Диапазон - от ми контроктавы до до-диез третьей. Клавиатура готового аккомпанемента состоит из 5 рядов: 2 ряда басов, мажорные, минорные и уменьшенные трезвучия. Ряд септаккордов отсутствует - для сокращения объема клавиатуры. Чтобы получить септаккорд, нужно нажать две кнопки: мажорное и уменьшенное трезвучия (например, от баса соль: трезвучие

Схема расположения звуков на готово-выборной клавиатуре

Схема расположения звуков на готово-выборной клавиатуре

Практика показала, что более оправдали себя готово-выборные клавиатуры прямого постоянного действия (без переключений): исполнитель имеет большие возможности полного использования выборной и готовой клавиатур и комбинирования их. Механика левой клавиатуры с переключением гораздо сложнее постоянной, и при малейшем наличии разработки безотказность переключения нарушается.

Комбинированная готово-выборная клавиатура на клавишном аккордеоне

Комбинированная готово-выборная клавиатура на клавишном аккордеоне

Комбинированная готово-выборная клавиатура на кнопочном аккордеоне (баяне)

Комбинированная готово-выборная клавиатура на кнопочном аккордеоне (баяне)

Поиски компактной и рациональной постоянной готово-выборной клавиатуры, очевидно, более правильное решение этого вопроса. Думается, что удачным окажется расположение выборной клавиатуры сзади готовой (около сетки) в два ряда по принципу фортепиано в диапазоне от си большой октавы до до (ми) второй. Двухрядная выборная клавиатура займет меньше места, чем трехрядная, а расположение ее с края под определенным углом позволит использовать в игре все пять пальцев.

Важно отметить, что для инструментов с готово-выборной клавиатурой не требуется специальных переложений: исполнитель может пользоваться обычной фортепианной литературой.

Источник: Мирек А. Справочник по гармоникам. — М., 1968.

Дата добавления: 16.02.2015 Просмотров: 1893Раздел: История