Разделы

Партнеры

Елецкая рояльная гармоника (однорядная, диатоническая)

В Орловской губернии местными кустарями в 60—70-х годах XIX века стала формироваться своеобразная гармоника, получившая название «елецкой рояльной», а позднее, в народе, — «роялки». Гармоника имела клавишные клавиатуры на правой и левой стороне, причем левая была расположена с обеих сторон грифа: спереди — клавиши басов, с тыльной стороны — клавиши аккордов (что было характерно для таких инструментов). Вначале на правой стороне было одиннадцать клавиш, а на левой — четыре баса и четыре аккорда, но вскоре установился стандарт 15 X 6 X 7 и 16 X 6 X 7. Рояльные елецкие гармоники первое время были двухголосными (унисонными), а затем стали делаться двух- и трехголосными (очень редко — четырехголосными).

Однорядная диатоническая рояльная елецкая гармоника (вид спереди)

Однорядная диатоническая рояльная елецкая гармоника (вид спереди)

 

Однорядная диатоническая рояльная елецкая гармоника (вид сзади)

Однорядная диатоническая рояльная елецкая гармоника (вид сзади)

Ременное ушко, в которое продевается большой палец правой руки, крепится на подвижной металлической планке (первое время — на железной скобе), что создает большую свободу движений правой руки. Правый и левый грифы крепятся изнутри шурупами, как и у всех подобных инструментов. Корпусных углов на этих гармониках обычно не бывает.

Схема устройства правой стороны корпуса елецкой рояльной однорядной диатонической гармоники

Схема устройства (в разрезе) правой стороны корпуса елецкой рояльной однорядной диатонической гармоники: 1 — гриф, 2 — клавиши, 3 — правая сетка, 4 — клавиатурные клапаны, 5 — планки с голосами, настроенными на октаву выше, 6 — основные голосовые планки, 7 — планки с голосами, настроенными на октаву ниже (5 и 6 могут быть унисонными планками, планка 7 — на октаву ниже), 8 — металлическая подвижная планка, 9 — кожаная петля, закрепленная на подвижной планке

В стандартной диатонической елецкой рояльной гармонике в правой части корпуса внутри на деке стоит резонатор, с двух сторон которого расположены два ряда голосовых планок, третий ряд голосов находится на деревянной планке, лежащей на деке плашмя; или, наоборот, две планки лежат, а основная — на резонаторе.

Схема устройства левой стороны корпуса елецкой рояльной однорядной диатонической гармоники

Схема устройства (в разрезе) левой стороны корпуса елецкой рояльной однорядной диатонической гармоники: 1 — гриф, 2 — клавиши басов; 3 — клавиши аккордов, 4 — клавиатурные клапаны басов и аккордов, 5 — левые сетки, басовые и аккордовые, 6 — голосовые планки басов (звучат в октаву), 7 — голосовые планки аккордов, 8 — левый кистевой ремень

Строятся они обычно в трех разных октавах: первая — в малой, вторая — в первой, третья — во второй, без разлива. Получается характерный трехоктавный унисонный звук. Планки делаются медные, голоса — латунные. Эти инструменты делались только кустарными мастерскими гармоник (а не фабриками), поэтому встречается и другая настройка: две планки — в унисон, третья — на октаву выше или ниже. Звуки левой клавиатуры этих гармоник отличаются силой и полнотой, что создается трехголосным звучанием планок, а иногда — и четырехголосным. Настраиваются они также в разных октавах. В басах прибавлялась и свистовая планка (на две октавы выше основной). Иногда эта гармоника имеет и одну минорную клавишу (ниже двух верхних мажорных).

Схема расположения звуков на клавиатурах елецкой рояльной однорядной диатонической гармоники

Схема расположения звуков на клавиатурах елецкой рояльной однорядной диатонической гармоники

Рояльную елецкую гармонику держат на коленях, правой рукой обхватывая гриф и продев большой палец в ременное ушко; левую руку продевают под кистевой ремень, закрепленный наглухо вдоль ребра левого грифа. На правой клавиатуре играют четырьмя пальцами, на левой — пятью (большой палец играет аккорды, расположенные на тыльной стороне грифа).

Однорядные диатонические елецкие рояльные гармоники пользовались и пользуются большой популярностью в Липецкой области; музыкальные возможности их значительно большие, чем у многих русских гармоник, — не только за счет одинакового звучания при смене движения меха, но и вследствие более усовершенствованного аккомпанемента (басы, мажорные и один минорный аккорд).

Для этих гармоник создавались самоучители и школы, например: С. Я. Егоров. Новейший практический самоучитель для ручной гармонии рояльного (фисгармонного) строя и для ливенки по оригинальной цифровой методе. Рославль, 1903.

Однорядные диатонические елецкие гармоники распространены и поныне в районах Центральной России.

Источник: Мирек А. Справочник по гармоникам. - М., 1968.

Дата добавления: 25.06.2009 Просмотров: 8872Раздел: История