Разделы

Партнеры

Елецкая рояльная гармоника (двухрядная, хроматическая)

Двухрядная хроматическая елецкая рояльная гармоника возникла на основе однорядной диатонической, усовершенствование которой заключалось в добавлении на правой клавиатуре второго ряда клавиш (полутонов), а на левой — в дальнейшем увеличении возможностей аккомпанемента.

Двухрядная хроматическая елецкая рояльная гармоника (вид спереди)

Двухрядная хроматическая елецкая рояльная гармоника (вид спереди)

Двухрядная хроматическая елецкая рояльная гармоника (вид сзади)

Двухрядная хроматическая елецкая рояльная гармоника (вид сзади)

Хроматическая елецкая рояльная гармоника имела на правой клавиатуре ту же последовательность звуков, что и фортепиано; клавиши левой располагались на наружной стороне грифа (основной и вспомогательный ряды басов, расположенных по кварто-квинтовому кругу), и с тыльной — аккорды. Аккомпанемент обогатился минорными аккордами, а иногда и рядом септаккордов, расположенных в том же порядке, что и на современных аккордеонах.

Диапазон правой клавиатуры

Диапазон правой клавиатуры

Обычные размеры клавиатур хроматических елецких рояльных гармоник —32X23, 37X39 и 39X46 (количество клавиш на правой и левой клавиатурах).

Схема расположения звуков на правой и левой клавиатурах елецкой рояльной двухрядной хроматической гармоники

Схема расположения звуков на правой и левой клавиатурах елецкой рояльной двухрядной хроматической гармоники

На правой стороне таких гармоник имеется пять планок: для первого ряда клавиш (белых) — три планки, для второго (черных) — две планки. Все планки строились в унисон, без разлива, третья планка часто строилась на октаву выше или ниже основных.

Схема устройства правой стороны корпуса елецкой рояльной двухрядкой хроматической гармоники

Схема устройства (в разрезе) правой стороны корпуса елецкой рояльной двухрядкой хроматической гармоники: 1 — гриф, 2— первый ряд клавиш (основные звуки), 3 — второй ряд клавиш (альтерированные звуки), 4 — клавиатурные клапаны, 5 — правая сетка, 6 — голосовые планки (унисонные, альтерированных звуков), 7 — голосовые планки (унисонные, основных звуков), 8 — планки с голосами, настроенными на октаву ниже (основные звуки), 9 — металлическая подвижная планка, 10 — кожаная петля, закрепленная на планке

Исполнитель, поставив гармонику на колени, надевал плечевой ремень (если такой имелся), затем просовывал большой палец правой руки в ременное ушко, прикрепленное к скользящей медной планке (сзади правого грифа). Левая продевалась под кистевой ремень и обхватывала гриф. Четырьмя пальцами играли на клавишах басов, большим пальцем — на аккордах (для удобства один ряд аккордов делался всегда в виде длинных черных клавиш).

Возможности этой гармоники в музыкальном и техническом отношении большие: на правой клавиатуре она имеет все звуки полной хроматической гаммы, на левой — большой набор готового аккомпанемента. Репертуар исполняемых произведений обширен и разнообразен. В наши дни эта гармоника используется в ансамблях художественной самодеятельности и как аккомпанирующий инструмент.

Источник: Мирек А. Справочник по гармоникам. - М., 1968.

Дата добавления: 01.07.2009 Просмотров: 7407Раздел: История