Разделы

Партнеры

Бологовская гармоника

Бологовская гармоника стала формироваться в Новгородской губернии в 70-х годах XIX века. Большое производство этих гармоник было организовано в Бологом и стало распространяться в Вышнем Волочке, Петербурге и их окрестностях. Эта гармоника была одно-, двух-, трех- и четырехрядная. Звуки при смене движения меха были разными.

Бологовская гармоника однорядная

Бологовская гармоника однорядная

Бологовская гармоника двухрядная

Бологовская гармоника двухрядная

Бологовская гармоника трехрядная

Бологовская гармоника трехрядная

Бологовская гармоника четырехрядная

Бологовская гармоника четырехрядная

Сначала бологовская гармоника делалась однорядной, строй ее был принципиально такой же, как и в русской семиклапанке (отличалась она лишь формой и количеством клавиш, которых было 7—9). Затем число рядов клавиш на правой клавиатуре стало увеличиваться, но твердо сохранялось на всех моделях по 7 клавиш в каждом ряду. Ряды прибавлялись с таким расчетом, чтобы звук, который извлекался в одном ряду на разжим, в следующем извлекался на сжим меха. Каждый следующий ряд строился в соседней тональности (по квартоквинтовому кругу).

Схема расположения звуков на клавиатуре трехрядной бологовской гармоники

Схема расположения звуков на клавиатуре трехрядной бологовской гармоники

На левой стороне одно- и двухрядной бологовской гармоники было сперва четыре кнопки (басы и аккорды), на трех- и четырехрядных гармониках — 6 кнопок (аккорды в высоком и низком регистрах). При нажиме на пятую и шестую кнопки (сверху) обычно звучат одни и те же аккорды (иногда в разных октавах) ,поэтому часто можно встретить модели, где эти две кнопки спариваются (нажимая одну, нажимаем одновременно и другую). С другой стороны грифа бывает клапан наподобие гудка, который на сжим и разжим меха издает доминантовый звук к тональности первого ряда.

Схема устройства правой стороны корпуса четырехрядной бологовской гармоники

Схема устройства (в разрезе) правой стороны корпуса четырехрядной бологовской гармоники с октавным строем голосов: 1 — гриф, 2 — первый ряд клавиш, 3 — второй ряд клавиш, 4 — третий ряд клавиш, 5 — четвертый ряд клавиш, 6 — клавиатурные клапаны, 7 — основные голосовые планки, 8 — планки с голосами, настроенными на октаву ниже, 9 — кожаная петля неподвижная

Бологовская гармоника всегда делается двухголосной, голоса строятся или в унисон (с небольшим разливом), или в октаву. Наиболее интересный и характерный звук имеют гармоники, в которых вторая планка настроена на октаву ниже первой. В наиболее распространенных — трехрядных гармониках внутри часто делались шумовые устройства: вдоль резонатора натягивалась толстая пружина, касающаяся выступом, сделанным в середине, стенки резонаторного канала, обращенной внутрь гармоники. Во время игры они действовали как резонирующее устройство, создавая особый призвук.

Во внешнем оформлении этих гармоник характерна яркая, пестрая отделка корпуса: на подложенную цветную бумагу (на заказных — коленкор или зеркала) накладываются украшения из меди, латуни или мельхиора.

Исполнитель держит гармонику на коленях. В ременное ушко продевает большой палец правой руки, остальные четыре пальца участвуют в игре. Левая рука, продетая под кистевой ремень, обхватывает выносной гриф (барабан) левой части гармоники. На левой клавиатуре в игре участвуют пять пальцев.

Музыкальные возможности гармоники ограничены диатоническим строем, а также разными звуками при смене движения меха. Некоторым облегчением для исполнителя является наличие нескольких рядов кнопок на правой клавиатуре. В настоящее время эту гармонику можно встретить в окрестностях Бологого, Вышнего Волочка, Боровичей, Ленинграда.

Сложность игры и небольшие музыкальные возможности не способствуют распространению этой гармоники.

Источник: Мирек А. Справочник по гармоникам. - М., 1968.

Дата добавления: 04.07.2009 Просмотров: 5560Раздел: История