Разделы

Партнеры

Бибельгармоника, оркестрион, элодикон

Бибельгармоника

При возникновении в Европе первых музыкальных инструментов, построенных на новом принципе звукоизвлечения (проскакивающий металлический язычок), органными мастерами использовались старые формы музыкальных инструментов: органа-портатив, регали, органа-позитив (переносного) и др. Это хорошо видно на примере первых инструментов такого рода.

Бибельгармоника — маленький переносный инструмент в форме большой книги-библии, отсюда и ее название. Прототипом ее по форме служила регаль-библия, изобретенная органным мастером Роллем в 1575 году. Сохранив ту же форму, клавиатуру и принципиальное устройство, музыкальные мастера заменили лишь «смыкающиеся» трости регали, издающие пронзительные, неприятные звуки свободно проскакивающими язычками гармоники, приятно и мелодично звучащими.

Бибельгармоника

Бибельгармоника

Диапазон бибельгармоники в хроматическом порядке — от до малой октавы до фа третьей. Впереди располагалась клавиатура органного (фортепианного) типа, на которой исполнитель играл двумя руками; в это время меха, расположенные сзади клавиатуры, попеременно приводились в движение помощником.

Оркестрион

Об этом музыкальном инструменте сохранилось мало сведений. Сделан он был в Варшаве в 1789 году органным мастером Ц. Г. Раквицем по заказу известного педагога, композитора и исполнителя-органиста Георгия Фоглера.

Оркестрион, звукоизвлечение в котором было основано на свободно проскакивающих металлических голосах, имел четыре органные клавиатуры по 63 клавиши в каждой и педальер для игры ногами в 39 клавиш. На этом инструменте можно было играть crescendo и diminuendo. Это достигалось при помощи жалюзи (створок), которые открывались и закрывались внутри инструмента. Во внешнем и внутреннем устройстве были использованы детали, применявшиеся в переносных органах.

Элодикон

Элодикон (аэлодикон, эолодикон) — небольшой инструмент, который был изобретен Иоганном Давидом Бушманном примерно в 1814 году. Вместе с сыновьями он изготовил целую серию таких инструментов. Почти одновременно подобные инструменты изготовлял и Эшенбах.

Элодикон имел клавиатуру в три с половиной октавы (как у бибельгармоники). О его внутреннем устройстве известно, что пластинки со свободно колеблющимися язычками (голосами) были плотно — на воске — прикреплены поверх ряда отверстий воздушных камер. Клавиши снабжены кожаными клапанами, плотно прикрывающими голосовые планки (наклепка снизу). Под камерами имелись два отверстия с трубками. Меха помещались между колен и попеременно сжимались. Исполнитель не нуждался в помощнике. Вскоре этот способ подачи воздуха Бушманн заменил педалями, а в 1816 году прибавил еще амортизационный мех (для ровной подачи воздуха к голосовым планкам).

Таким образом, были созданы все основные детали для будущей фисгармонии.

Источник: Мирек А. Справочник по гармоникам. - М., 1968.

Дата добавления: 01.05.2009 Просмотров: 6560Раздел: История