Разделы

Партнеры

Белобородовская гармоника

Гармоника системы Николая Ивановича Белобородова, русского гармониста, дирижера и изобретателя новой системы гармоники, впервые была сделана его земляком, тульским мастером Леонтием Алексеевичем Чулковым в 70-х годах прошлого века. Она имела на правой стороне клавиатуру с полным хроматическим звукорядом. Клавиши располагались в два ряда по принципу клавиатуры органа (фортепиано), но в иной последовательности (чтобы сохранить на белых клавишах звукоряд «русской гармоники»), так как при смене движения меха звуки на этой гармонике были различные. На левой стороне аккомпанемент состоял из нескольких басов, звучащих в октаву, двух-трех мажорных, а иногда и двух минорных аккордов.

Белобородовская гармоника (мастер Л. Чулков)

Белобородовская гармоника (мастер Л. Чулков)

При нажиме на кнопку басов одновременно звучали два голоса (в октаву), а при нажиме на кнопку аккордов — три голоса (на каждой стороне планки наклёпывались по три голоса).

Клавиатура и механика басов и аккордов левой стороны корпуса белобородовской гармоники

Клавиатура и механика басов и аккордов левой стороны корпуса белобородовской гармоники (мастер Л. Чулков). Первый ряд клапанов (от клавиатуры) — басы, второй ряд — аккорды (считая справа налево, — 1, 3, 4 — мажорные, 2, 5 — минорные). Посередине — воздушный клапан с открывающим механизмом (работает при нажиме на любую часть планки)

Ограниченный аккомпанемент и разные звуки на сжим и разжим меха делали эту гармонику мало удобной для сольной игры (частая смена движения меха, затруднения в исполнении аккордов).

Схема расположения звуков на правой клавиатуре белобородовской гармоники

Схема расположения звуков на правой клавиатуре белобородовской гармоники

Белобородов не совершенствовал инструмент как солирующий: все его внимание было направлено на расширение звуковых и тембровых возможностей. В таких инструментах, изготовленных мастерами Л. А. Чулковым и А. А. Глаголевым в 70—80-х годах, мы встречаем, кроме двух рядов унисонно звучащих голосов, еще ряд голосов, настроенных на октаву ниже, регистры-переключатели, особой конструкции резонаторы с необычным расположением голосовых планок на них, акустические камеры, устройства для смягчения звука (kишь много лет спустя разновидности этих устройств стали вновь применяться на современных аккордеонах, а затем и на баянах). Поэтому гармоники системы Белобородова представляют значительный интерес.

Схема устройства правой стороны корпуса белобородовской гармоники мастера Л. Чулкова

Схема устройства (в разрезе) правой стороны корпуса белобородовской гармоники мастера Л. Чулкова: 1 — гриф, 2 — первый ряд клавиш (основные звуки), 3 — второй ряд клавиш (альтерированные), 5, 6, 7, 8 — основные голосовые планки, 4, 9 — планки с голосами, настроенными на октаву ниже, 10 — клавиатурные клапаны от первого ряда клавиш, 11 — клавиатурные клапаны от второго ряда клавиш, 12 — металлическая скобка, 13 — кожаная петля, скользящая по скобке

 

Схема устройства правой стороны корпуса белобородовской гармоники мастера А. Глаголева

Схема устройства (в разрезе) правой стороны корпуса белобородовской гармоники мастера А. Глаголева; 1 — гриф, 2 — первый ряд клавиш (основные звуки), 3 — второй ряд клавиш (альтерированные), 4, 5, 8, 9 — основные голосовые планки, 6, 7 — планки с голосами, звучащими на октаву ниже, 10 — клавиатурные клапаны от второго ряда клавиш, 11 — клавиатурные клапаны от первого ряда клавиш, 12 — регистровая пластина, перекрывающая доступ воздуха к трем рядам голосовых планок, 13 — регистровые пластины, перекрывающие доступ воздуха ко второй основной планке (8) и к планке октавного звучаниия (7), 14 — медная скоба, по которой двигается вверх и вниз кожаная петля (15)

Белобородов создает из своих инструментов трио, затем оркестр. По заказу Н. И. Белобородова для его оркестра была создана целая серия оркестровых гармоник: от пикколо до контрабаса. На большинстве из них левая клавиатура отсутствовала. Благодаря удачно выполненным гармоникам: их приятному тембру, удобной клавиатуре и большому диапазону — созданный оркестр с успехом исполнял не только небольшие пьесы, но и крупные произведения (Э. Вальдтейфель — вальс «Полярная звезда», Ф. Герольд — увертюра «Цампа»). Оркестровые гармоники, изготовляемые по заказу Белобородова, выполнялись известными мастерами и являлись лучшими образцами русских гармоник того времени (конец XIX века) по своему внутреннему устройству, форме, внешней отделке. Эти инструменты не имели сетки на правой стороне. Изготовлялись гармоники этой системы и неоркестровые, но они не обладали вышеперечисленными качествами.

Для гармоники этой системы Белобородовым было написано два руководства: «Школа для хроматической гармоники по системе Н. И. Белобородова» (изд. Куликова. М., 1880). «Самоучитель; полная, вновь усовершенствованная, весьма понятная практическая школа для хроматической гармонии. Составили Н. И. Белобородов и И. С. Иванова (изд. Куликова. СПб., 1893).

Гармоники системы Белобородова имели распространение с 80-х годов прошлого века. С первого десятилетия XX века их стали вытеснять более совершенные образцы, и к концу 20-х годов они вышли из употребления.

Источник: Мирек А. Справочник по гармоникам. - М., 1968.

Дата добавления: 09.07.2009 Просмотров: 5909Раздел: История