Разделы

Партнеры

Баян московской системы и аккордеон бельгийской системы

В 1891 году в Баварии, в городе Зилетуе, была сконструирована хроматическая трехрядная гармоника с последовательным расположением звуков подряд по косым рядам кнопок. В 90-х годах прошлого века такая система стала известна и в России, а с начала XX века трехрядные хроматические гармоники этой системы стали делать мастера в Москве, затем в Туле и других городах Центральной России. Эта система получила сначала название заграничной, а затем стала известна как московская. Со временем такие трехрядные хроматические гармоники стали называться баянами московской системы.

Схема расположения звуков на правой клавиатуре баяна московской системы (и кнопочного аккордеона бельгийской системы)

Схема расположения звуков на правой клавиатуре баяна московской системы (и кнопочного аккордеона бельгийской системы)

Эти баяны у нас долгое время делались только трехрядными, двухголосными с чистой унисонной настройкой (на Украине — и с разливом). Затем в кнопочных аккордеонах стали увеличивать рядность клавиатуры, количество голосовых планок, что давало различные тембры.

Эта система правой клавиатуры получила широкое признание в различных странах, где обычно она распространялась под местным названием: в Австрии она называется венской системой, в Голландии — голландской, в Скандинавии — норвежской; в последние десятилетия в связи с широким распространением в Бельгии пятирядной клавиатуры (с дублирующими рядами), основанной на этой системе, часто называется бельгийской системой (или еще B-Griff).

Современные баяны (кнопочные аккордеоны) Современные баяны (кнопочные аккордеоны)

Современные баяны (кнопочные аккордеоны)

На левой стороне баянов (с правой клавиатурой этой системы) басы и аккорды сначала располагались по системе Хегстрема (в европейских странах эта система стала известна как бельгийская система расположения аккомпанемента) и по общепринятой итальянской системе, а с 30-х годов эти баяны производились только с итальянской системой.

Устройство современного баяна массового выпуска

Устройство современного баяна массового выпуска (в разрезе): 1 — граф, 2 — кнопки правой клавиатуры, 3 — правая сетка, 4 — рычаги клавиатурной механики, 5 — клавиатурные клапаны (правой клавиатуры), 6 — резонаторы с голосовыми планками мелодии (по две на каждую кнопку), 7 — мех, 8 — резонаторы с голосовыми планками аккомпанемента (аккорды), 9 — резонаторы с голосовыми планками басов, 10 — кнопки левой клавиатуры, 11 — басоаккордовая механика, 12 — клавиатурные клапаны (левой клавиатуры), 13 — левая сетка, 14 — шпильки крепления корпуса и меха, 15 — левый кистевой ремень

Первые годы баяны делались с одним плечевым ремнем, иногда без плечевого ремня. В этих случаях большой палец правой руки зацеплялся за рейку или скобку, расположенную за грифом. Были конструкции баянов, где с правой стороны, как и на левой, имелся кистевой ремень. Выносного грифа не было, и обе клавиатуры располагались непосредственно на корпусе. Такие баяны с расположением клавиш по системе Стерлигова примерно с 1912–1914 года делались мастером Новиковым и другими с клавиатурой готовых аккордов на левой стороне или с выборной.

Баян: правая — московская, левая — хегстремовская системы клавиатур. Мастер Г. Чулков, 1922 год

Баян: правая — московская, левая — хегстремовская системы клавиатур. Мастер Г. Чулков, 1922 год

Диапазоны правой клавиатуры у современных баянов: обычная клавиатура — от си-бемоль большой октавы до до-диез четвертой октавы; концертная — от соль, ля или ми большой октавы до фа, соль четвертой октавы. Обычный диапазон пятирядного баяна (кнопочного аккордеона) — от до малой октавы до ля третьей.

Источник: Мирек А. Справочник по гармоникам. — М., 1968.

Дата добавления: 10.08.2009 Просмотров: 26815Раздел: История